Skip to content

Юргамыш.Ru - Юргамышский Интернет-портал       

      



Дети за решеткой учат уроки, курят и считают дни до освобождения Печать
24.03.2012

Юргамышская воспитательная колония

Когда героями криминальных хроник становятся дети, совершившие страшные преступления, убийства, насилие, жестокие избиения, волосы встают дыбом от подобных известий. Особенно страшно то, что маленьким преступникам порою сходит с рук их злодеяние только потому, что они не достигли возраста уголовной ответственности. Не случайно вся страна сегодня заговорила о возможном его снижении с 14 до 12 лет.

О судьбах юных нарушителей закона и о том, в каких условиях они содержатся, узнала корреспондент «Меридиана» побывав в Юргамышской воспитательной колонии.

В Зауралье ЮВК — единственная колония для несовершеннолетних преступников, возраст ее обитателей — от 14 до 18 лет. Здесь сидят за самые разные преступления, кто за воровство, кто за убийство, но основная масса — за преступления сексуального характера. Кто-то покидает ее, отбыв сравнительно небольшой срок, например, за кражу. У кого статья посерьезней и судом назначено, скажем, лет семь, продолжают отбывать наказание во взрослых колониях, достигнув 19-летнего возраста.

На сегодняшний день в ней всего 21 воспитанник, хотя рассчитано заведение на 212 мест. Вскоре ЮВК вообще прекратит свое существование — на ее месте обустроят женскую колонию, а воспитанников переведут в специальные центры для несовершеннолетних в другие города. От «взрослой тюрьмы» колония для юных преступников отличается мало — те же решетки, та же колючка, та же жизнь в отряде (здесь он всего один). Только роба для малолеток — зеленая, а не черная. Да и кормят ребят получше — трехразовое горячее питание, фрукты, соки — дети все-таки.

Дома малолетку ждут жена и сын
Все воспитанники ходят в школу, расположенную прямо на территории колонии. Отличников здесь нет — все наверстывают те знания, которые недополучили в обычной школе. Проходим по школьным коридорам — идут уроки. Через стеклянные двери видно, как ребята с совсем еще юными лицами внимательно слушают учительницу, сидя за партами. Учителя обращаются к детям по именам или фамилиям, слово «осужденный» в общении с ними они не произносят. Все как в обычной школе, только в этой - гораздо тише. На перемене мы поговорили с одним из осужденных — Алексеем, который отбывает наказание за кражу.

Живой, улыбчивый пацан, как оказалось, с детства увлекается хоккеем, семь лет играл в спортивной секции «Зауралье», обожает команду омский «Авангард». Когда окажется на свободе, мечтает стать профессиональным хоккеистом. Но на вопрос о планах на жизнь в целом парнишка дал несколько неожиданный ответ: «Выйду, и будет у нас с моей женой и ребенком все как у людей, и квартира, и машина, и заработок. Только бы дождаться этого поскорей». Оказалось, на воле 17-летнего мальчишку ждет не только мама, но и 21-летняя подруга, родившая ему сына.

Курить разрешается
Для коротких и длительных свиданий с родными в колонии есть все условия, две специальные комнаты с кроватями, телевизорами и холодильниками. Родные приносят детям передачки, в которых иногда попадаются не только фрукты и сладости, но и сигареты. Курить в неположенных для этого местах в колонии нельзя, за такое можно угодить в изолятор. Однако в специально отведенных местах курение малолеток не возбраняется.
"Есть закон, запрещающий продажу сигарет несовершеннолетним, но нет закона, запрещающего им курить", - объясняет этот парадокс заместитель начальника колонии Георгий Арутюнян.

С вредными привычками и вообще с негативными чертами воспитанников борются сотрудники колонии, психологи, воспитатели и даже батюшка. Кстати, Отец Сергий — любимый гость всех воспитанников, к нему они всегда охотно идут на молебен.
"Для нас все эти ребята в первую очередь не уголовники, а дети, и наша задача — не исправлять их, а воспитывать, - говорит методист воспитательного отдела Людмила Плугина. - Нам важно раскрыть в этих детях что-то хорошее, развить эти положительные качества".
В общении с такими детьми, взрывными, сложными по характеру, Людмила Викторовна не испытывает страха, хотя признается, что прочитав дело, порою даже ей становится не по себе от того, какое преступление совершил ребенок.

Те, кто только что попал сюда, первые полгода находятся под чутким ежедневным присмотром воспитателей, чтобы вливаясь в коллектив колонии, ребенок не сделал сам себе хуже — не врал и не «харахорился» перед другими осужденными, они этого не любят. Хотя как таковых конфликтов и тем более драк здесь нет, бывают разве что некие недоразумения.
"Избить друг друга они просто не могут, - поясняет Григорий Яковлевич. - Каждый день медик полностью осматривает ребят, и если вдруг обнаружит синяк, - откуда он взялся, обязательно выяснят, даже если он получен на футбольном поле".

«Комната гласности» пустует
Еще одно место, куда, казалось бы, не должна зарастать «народная тропа», остается в колонии невостребованным. Это «Комната гласности» - небольшой кабинет со стулом и столом, на котором расположена видеокамера. Она включается от света при нажатии на выключатель. Здесь, один на один с камерой, любой осужденный может рассказать о том, что его обижает кто-либо из заключенных или сотрудников, и трансляция пойдет сразу на начальника колонии. Но никто из ребят еще не решился на такие откровения, опасаясь, что потом им же это и выйдет боком.
Когда мы вошли в «Комнату гласности», камера оказалась не работающей. "Подобное уже не в первый раз, - говорит Георгий Яковлевич. - Однажды хитрые пацаны вошли, не включая света, и согнули ее. Ладно, хоть не сломали... "

14 или 12?
Есть мнение
Идею о снижении возраста уголовной ответственности с 14 до 12 лет обсудили сотрудники уголовно-исполнительной системы и правозащитники Зауралья. Надо сказать, мнения по этому поводу оказались весьма неоднозначны.
Евгений Беспалов, начальник СИЗО-1:
Если речь идет о тяжких преступлениях, жестоких убийствах, я считаю, что идея об уголовной ответственности за это с 12 лет вполне здравая. За такие преступления нужно наказывать по всей строгости закона, невзирая на возраст.
Сергей Казаков, начальник Юргамышской воспитательной колонии:
Если колонии для несовершеннолетних заменят специальные воспитательные центры, в них будут находиться правонарушители от 12 до 25 лет. А потому весьма сложно представить себе воспитательный процесс - то ли 12-летнему что-то объяснять, то ли 25-летнему. Поэтому вопрос скорее к социологам и психологам — как они себе это представляют? Александр Питерсков, председатель общественной наблюдательной комиссии:
Дело совсем не в возрасте, а в том, что пропагандируется в нашем обществе и в нашей культуре. Однажды я общался с осужденным — учеником кадетского класса, отличником, очень приятным мальчиком, который, как оказалось, жестоко убил свою бабушку за то, что она не дала ему денег. Как могло такое прийти в голову ребенку? А посмотрите, что нас окружает: шансон, фильмы, где криминальные личности выдаются за героев (есть даже выражение «криминальный авторитет»), учебники истории переписываются, понятия подменяются. Ведь это проблема глобального масштаба, нашего общества и нашего государства. Если на западе судимость подразумевает нечто позорное, то у нас это — сплошной романтизм. И пока в обществе такие представления о криминальном мире, сдвигов к лучшему не будет.

Рожденные в неволе
Необычное пополнение случилось в СИЗО-1 — с разницей в несколько дней на свет появились сразу два малыша у женщин, которые находятся под следствием. Наталья трепетно держит крошечную Ксюшеньку на руках, бережно поправляя распашонку — малышке всего месяц. Ксюша появилась на свет 29 февраля. Когда пришло время родов, из СИЗО Наталью повезли в родильный дом №2.
"Ох и намучились со мной охранники, - вспоминает недавние моменты Наташа. - Но я им очень благодарна, они выполняли все, о чем я просила".

Пока Наталья была в положении, в следственном изоляторе к ней постоянно приходил врач, а при необходимости будущую маму возили в женскую консультацию.
"Поначалу мне говорили, что придется делать кесарево, - говорит, не скрывая слез, девушка. - Но уже в роддоме врач настояла на том, чтобы я рожала сама. Я очень переживала, но все прошло хорошо. Малышка родилась здоровой, весом 3200 грамм".

В камере у Наташи чисто и тепло, рядом с ее постелью — детская кроватка, на полочках — детские смеси, иконки и книги. Здесь же, в камере, холодильник и плитка, кран с горячей и холодной водой, санузел. И лишь массивные решетки на окнах да глухие двери с затворами выдают истинное положение вещей.

"Условия у меня здесь лучше лучшего, - признается девушка. - Есть все необходимое, что-то, конечно, приносят родные".

Наташа ждет судебного решения, ей грозит 8 лет лишения свободы — она обвиняется в убийстве сожителя. Но при этом с дочкой она не собирается расставаться. Когда решение суда вступит в силу, девушку переведут отбывать наказание в Челябинск — в Кургане колоний для женщин с центрами для детей, рожденных в неволе, нет.

В соседней камере тоже находится молодая мамочка, обвиняемая в хранении наркотиков. Ее новорожденный сын тихонько посапывает в кроватке. Девушка, как и ее соседка, не жалуется на быт в СИЗО и, с ее слов, здесь у нее есть все самое нужное.

Малышей периодически посещает педиатр, которого привозят сюда из детской поликлиники. Прогулки с детьми на свежем воздухе здесь — в порядке вещей. Вот только погулять с коляской по городскому парку да покатать малышей на детских каруселях, видимо, каждой из заключенных под стражу придется еще нескоро.

Кстати

"В год у нас в СИЗО, как правило, появляются на свет 3-4 ребенка, - рассказывает Евгений Беспалов, начальник СИЗО-1. - Причем на протяжении пяти лет малыши рождаются всегда в одно и то же время — с января по март. Всего с начала года в этих стенах побывало 8 беременных — кто-то уже родил, кого-то оправдали и отпустили, а кому-то еще предстоит родить. Сейчас у нас под стражей находятся еще три беременных женщины".
         Источник
 
« Предыдущая страница   Следующая страница »



Реклама на сайте




Мелко срочный бытовой ремонт за 500 рублей! Электрика. Сантехника. Отделка. Сварка. Любая мужская помощь по дому: прикрутить, просверлить, установить, подвесить, подключить, переместить… Любые бытовые поручения по хозяйству, где требуются «мужские руки».

Стоимость 1 часа работы мастера договорная, ориентировочно —
500 рублей.

Подробности на сайте:
БОБРЫ-ТРУДЯГИ.РФ.



Копирование материалов приветствуется только при установке активной ссылки на ЮРГАМЫШ.RU .
Правообладателям.