Skip to content

Юргамыш.Ru - Юргамышский Интернет-портал       

      



О возможном строительстве завода по производству мяса рыбы и икры Печать
 04.09.2013. Просмотров новости: 4196.    

   Два курганских предпринимателя, Михаил Мельников и Наталья Конюкова, уже второй год обивают пороги правительства Зауралья. Они стали победителями конкурса, который проводят Российский союз промышленников и предпринимателей и Сбербанк, и им готовы выделить более 430 млн рублей на разведение в Зауралье осетровых пород рыб. Для старта есть почти все – идея, земля, гарантированные инвестиции. Нет только начального капитала – около 40 млн рублей, которые предпринимателям нужны для разработки проектной документации. Большие надежды Мельников и Конюкова возлагали на губернатора Курганской области Олега Богомолова, но пока диалог с властями – это хождение по мукам. Подробности – в нашем интервью с курганскими новаторами-предпринимателями.

    - Михаил Валентинович, Наталья Николаевна, как у вас возникла идея создания завода по выращиванию осетров в Курганской области?

    Михаил: Еще будучи студентом, я подрабатывал экскурсоводом и всем туристам с гордостью рассказывал, что здесь, в реке Тобол, до революции ловили осетров! Потом вырос, задумался об этом всерьез. Понял, что в Тоболе возродить популяцию осетровых рыб не получится: Тобол перекрыт и запускать туда мальков нет смысла. Залез в Интернет и узнал, что сейчас в разных городах строят специальные заводы по выращиванию осетров. Почитал, убедился, что такое возможно, и решил: почему бы не построить такой завод у нас в Курганской области?

    - Расскажите о своем проекте подробнее.

    Михаил: Мы хотим создать высокоэффективное рыбоводное предприятие по товарному выращиванию осетровых с применением индустриальных методов выращивания. Выращивать осетра планируем в УЗВ – установке замкнутого водоснабжения для выращивания рыбы. Особенность в том, что завод позволит в едином технологическом комплексе осуществлять весь цикл производства черной икры: от содержания маточного стада в промышленных масштабах до получения живой и пищевой икры, которая прямо на месте получения обрабатывается и упаковывается. Такая технология дает возможность выращивать достаточное количество рыбы с минимальными затратами.

    - А в цифрах?

    Михаил: Наша годовая программа – это 60 тонн рыбы на мясо и 5 тонн черной икры.

    Михаил Мельников понимает, что возродить популяцию осетра в Тоболе нереально. Есть другой путь

    - Рентабельность предприятия рассчитали?

    Михаил: Такие предприятия, если все делать правильно, имеют достаточно высокий уровень рентабельности. По товарной рыбе – не менее 30-50%, а при производстве пищевой икры расчетный уровень рентабельности может достигать 200-400%.

    Наталья: Срок окупаемости – два года, то есть через два года мы уже выходим в прибыль.

    Михаил: Организация производства черной икры в аквакультуре особенно актуальна, мировой рынок испытывает острый дефицит этого продукта, и цены на него быстро растут. Считайте: 5 тонн икры, а икра, представьте себе, 50 тыс. рублей за килограмм, даже до 80 тыс. доходит! То есть минимально где-то 250 млн в год! При этом затрат тут почти никаких. Грубо говоря, 60 тонн мяса уйдет на расходы, а 5 тонн икры – это уже прибыль.

    Наталья: Такие заводы есть в Ростове-на-Дону, в Калуге. В Оренбурге аналогично выращивают форель.

    - Итак, вы решили строить завод. Что делали дальше?

    Михаил: Когда я задумал построить завод, разговаривал об этом со многими друзьями, знакомыми, обсуждал, как и где можно найти инвестора. Ребята из Тюменской области подсказали: есть женщина, которая занимается такими вот «ноу-хау», помогает в развитии необычных проектов. Зовут ее Тамара Овчинникова. Нас познакомили, и оказалось, что она – как раз представитель конкурса «Регионы - устойчивое развитие», который проводят РСПП, Сбербанк. Она нас с условиями конкурса познакомила, и мы стали оформлять все необходимые документы. Прежде всего, нашли землю.

    - Где нашли?

    Михаил: Я обратился в администрацию Кетовского района. Написал письмо, съездил, посмотрел площадку. Там стояла бывшая ферма. Меня это устраивало. Но мне дважды отказали. Тогда мы обратились к друзьям в Юргамышский район, и нам дали землю в аренду на 49 лет с правом выкупа. 41 гектар кадастровой стоимостью 30 млн рублей. Когда все документы были готовы, в октябре 2011 года мы (ООО «Западно-Сибирское строительство и сервис», в котором у Мельникова 80% долей, а у Конюковой – 20% долей - прим.ред.) подали заявку на участие в конкурсе и победили.

    - Что дает победа в этом конкурсе? Вам выделили средства на строительство завода, посоветовали инвестора, помогли с проектом?

    Михаил: Попечительский совет конкурса установил, что предварительная стоимость реализации проекта «Завод по производству мяса рыбы и икры» – 436 млн 924 тыс. рублей. Это без учета проектно-сметной документации.

    Наталья Конюкова не теряет надежды достучаться до первого лица Зауралья Олега Богомолова

    Наталья: Мы подписали инвестиционное соглашение, в соответствии с которым профессиональный инвестор ЗАО ИГ «Корпорация инвестиций» выделяет нашему предприятию 30% от этой суммы, еще 70% предоставляет ОАО «Сбербанк России», который открывает нам невозобновляемую кредитную линию.

    Михаил: Но оказалось, что и мы должны вложить свои средства – не менее 10% от сметной стоимости проекта. Эти деньги должны пойти на приобретение векселей Сбербанка - 22 млн рублей, а также на разработку проектно-сметной документации – еще 16 млн рублей. В общем и целом – 38 млн рублей. У нас этих денег нет, и мы решили взять кредит.

    Наталья: Вот только у нас ничего не получилось. Банки нам отказывают.

    - Все-все отказывают?

    Наталья: У нас в Кургане нет своих банков, только филиалы. Мы обращались в филиал банка «Уралсиб», но он ответил, что не вступает в проекты на стадии проектирования. Другие просто не верят в возможность реализации проекта на территории Курганской области – регион депрессивный, да и осетры в Тоболе не водятся. Филиал «Россельхозбанка» отказал, потому что «нечего было бегать по всероссийским конкурсам». Они якобы были бы готовы профинансировать весь проект, а небольшую часть прокредитовать не могут. При этом ни в одном банке не доходило даже до заполнения заявки, а в некоторых даже не смотрели документы! В филиале «Ханты-Мансийского банка» вообще взяли под сомнение участие «Сбербанка», сказали, что сам учредитель конкурса откажется от выделения денежных средств.

    Михаил: Мы просили кредит в 40, в 20, в 15 млн рублей – не кредитуют, потому что сельское хозяйство.

    - Как вы решили действовать дальше?

    Наталья: Мы решили попросить помощи у областного правительства. Но тут-то и начались наши бесконечные тяжбы.

    - Власти тоже отказали в помощи?

    Наталья: Сначала Москва прислала письмо губернатору Олегу Богомолову. Написали - мол, у вас в Кургане два предприятия победили в конкурсе. Вы молодцы, что поддерживаете своих. За то, что вы, Олег Алексеевич, так хорошо поддерживаете малый и средний бизнес, конкурс выделяет области грант в размере 30 млн рублей. Но для этого область должна подписать меморандум о сотрудничестве, чтобы фактически вы дали своего координатора и наблюдали, что идет строительство. Кроме того, предприятие имеет право получить субсидии на погашение процентной ставки по инвестиционному кредиту.

    Когда пришел этот меморандум, я написала Богомолову письмо, попросила поддержать наш проект. Но Олег Алексеевич ушел в отпуск и поручил разобраться своему заместителю – директору департамента экономического развития, торговли и труда Николаю Болтневу. Тот прислал ответ: «Правительство Курганской области поддерживает идею реализации на территории региона вышеуказанного инвестиционного проекта. При этом подписание меморандума о сотрудничестве между организационным комитетом конкурса и правительством Курганской области не представляется возможным в связи с несоответствием отдельных положений меморандума требованиям законодательства Курганской области».

    Победа в конкурсе компании Мельникова и Конюковой вызвала немалое удивление у членов правительства Зауралья

    - А в чем суть этого меморандума?

    Наталья: Меморандум – это соглашение между администрацией Курганской области, которая будет координатором, и организационным комитетом конкурса «Регионы – устойчивое развитие». Стороны договариваются о сотрудничестве. Мы как победитель конкурса обязуемся оплатить не менее 10% от сметной стоимости проекта, осуществлять эксплуатацию завода, осуществлять возврат инвестиций и в дальнейшем, после выхода инвестора из проекта, работать самостоятельно. Инвестор (конкурс) оплачивает 90% от суммы. А координатор (администрация Курганской области) предоставляет налоговые льготы, включая предусмотренные региональными программами субсидии затрат по проекту и возмещение процентной ставки по кредиту. Он также следит за исполнением инвестиционного соглашения.

    - И почему правительство не захотело его подписать?

    Наталья: Все уперлось в это возмещение процентной ставки. Дело в том, что у нашей области тогда было не подписано соглашение с Минрегионом РФ о субсидировании процентной ставки для предпринимателей по инвестиционным кредитам. Мы дождались, когда его подписали 21 декабря 2012 года, но и тогда ничего не изменилось.

    - Что дальше?

    Наталья: В марте мы написали еще одно письмо губернатору Олегу Богомолову. Напомнили ему, что он часто говорит, что поддерживает малый и средний бизнес.

    Михаил: Да, его тут показывали по телевидению, и он говорил, бил себя в грудь: «Мы для малого и среднего бизнеса 40 млн дадим каждому обратившемуся!». Я думаю, вот бы нам-то 40 млн рублей! Я бы на эти деньги, грубо говоря, ползавода построил! Нам, чтобы завод построить, надо 70 млн рублей. На 40 млн рублей я бы, может, поставил два цеха, минимально купил бы этих взрослых осетров, покормил бы их полгода и начал бы доить. Пошла бы икра, да и, если забивать, мясо было бы.

    Наталья: Ну, и мы написали: вот мы получили инвестиции, хотим строить в Курганской области завод. Причем не просто завод: при нем будет тепличное хозяйство (отходы жизнедеятельности рыбы – это ведь настоящее удобрение), будем договариваться с сельхозакадемией, чтобы сюда приезжали молодые специалисты (власти же жалуются, что кадры бегут из области), построим для них в Юргамыше жилье – пусть работают рыбоводами на нашем заводе. Вы, Олег Алексеевич, только поддержите наш проект! Помогите в привлечении дополнительных кредитных ресурсов, иначе вопрос никак не решается!

    - И что ответил Богомолов?

    Наталья: Пока мы ждали от него ответ, пришло письмо, что на 26 марта назначено расширенное заседание межведомственной рабочей группы по координации вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов в промышленной отрасли Курганской области. Вел заседание первый заместитель губернатора – директор департамента сельского хозяйства Сергей Жданов. Такого скептицизма, как на этом заседании, я не видела ни разу в жизни.

    УЗВ – установка замкнутого водоснабжения для выращивания рыбы

    - Вы как-то готовились к комиссии? Представляли на ней свой проект?

    Наталья: Мы пригласили специально дедушку-биолога, доктора наук из проектного института, который целый час объяснял, что в аквариуме действительно можно разводить осетров. Жданов не хотел слушать вообще. Только через час сказал: «Вы меня убедили, все, будем разводить рыбу. Давайте дальше, какие у вас проблемы?»

    Мы начали говорить, что если вы не можете гарантировать исполнение обязательств перед банками, то давайте изыщем хоть какую-то минимальную возможность, чтобы нам немножко развернуться. Потому что нам нужно оплачивать проектирование, геодезию. Продолжаем все это объяснять, а в ответ – абсолютный скептицизм, нигилизм! «Так не бывает! Нам это не надо! Зачем вы вообще сюда залезли! Вы аферисты! Ничего не надо, успокойтесь!» - вот что они нам говорили. Ничего не надо этой области. Не надо инвестиций, не надо инноваций – ничего не надо. Но когда участники заседания стали расходиться, в спину нам сказали: «Когда вы построите завод, не забудьте зарегистрироваться в качестве сельхозтоваропроизводителей».

    Они еще на заседании межведомственной комиссии главу Юргамышского района Игоря Касатова спросили: «Ну, расскажи, как ты разбазариваешь народные земли?» Тот не выдержал, встал и сказал: «Знаете, ребята, Ленина тоже называли кремлевским мечтателем, а лампочка вот она, горит до сих пор. Мы наоборот должны поддерживать все вот эти начинания. Почему мы от них отворачиваемся?» При этом в Интернете мы продолжаем читать, что правительство поддерживает и фермеров, и предпринимателей. Где это все?

    - Что вы делали дальше?

    Наталья: Потом Михаила вдруг вызвали в областной департамент по инвестициям. Задавали дурацкие вопросы. Видимо, еще два предприятия победили в конкурсе, пришел меморандум, и его пытали: а как вы там оказались, а зачем это вам?

    Михаил: Дело в том, что к этому свидетельству области дается промышленная установка по очистке воды. Грубо говоря, питьевая вода. Если ее поставить в поселок на 20 тыс. жителей, установка без проблем обеспечит их питьевой водой. Она берет воду из озера, из болота, очищает и все. Это бесплатно – за то, что мы оказались победителями, не нарушаем экологию, а улучшаем ее, возводим осетра сибирского, который практически исчез. А так она стоит около 9 млн евро.

    Наталья: В общем, никакой пользы эти разговоры не принесли. Прошло некоторое время, мы изготовили проект, и у меня снова лопнуло терпение – я опять написала письмо губернатору и записалась на личный прием. Возможно, я попаду на него в сентябре.

    Я по наивности считаю, что если бы мы встретились с губернатором и все ему объяснили, может быть, он бы нас услышал. Но получилось так, что мы наткнулись на этот департамент сельского хозяйства, как на непробиваемую стену с агрономами и зоотехниками, и дальше этого департамента у нас дело не идет.

    Михаил: Я уверен, что Жданов, когда докладывал о нас губернатору, сказал, что «хороший проект, но у них ничего не получится и не может получиться, потому что вообще не может быть такого в природе».

    Наталья: Они нам на заседании межведомственной комиссии порекомендовали: «Ну, поищите вы где-нибудь деньги. Обратитесь вы в Тюмень к предпринимателям – может, помогут». А мы зачем к вам пришли? Мы пришли просить помощи у правительства, зачем мы будем просить помощи у тюменских предпринимателей?

    Это очередной ответ-«отписка» из правительства Курганской области

    - А вы в принципе пытались обращаться к каким-нибудь предпринимателям?

    Наталья: Мы не сидим на месте – ищем инвесторов. Мы дошли до чехов и французов! Но хотели бы получить помощь от нашего правительства. Мы же попросили по-человечески: помогите, пожалуйста! Реакции – ноль! Как не принято о неприличной болезни разговаривать в обществе, так же с этим проектом.

    Михаил: Зато в другие области нас сами зазывают.

    Наталья: Да, тут как раз и приходит письмо от администрации Воронежской области. Пишут: «Пожалуйста, приезжайте в Воронеж на инвестиционную площадку Бобровского муниципального района и реализуйте ваш проект». Мы туда съездили, подобрали площадку. Если мы договоримся, то в Воронеже за эти же деньги мы поставим такой завод. Но один завод мы по-любому будем ставить в Юргамыше, потому что это уже дело принципа.

    Свернуть проект по-тихому уже не получится, потому что результаты работы конкурса находятся на контроле у правительства РФ. На каждую операцию находится свой контролирующий объект, который прошел жесткий отбор. Попечительский совет конкурса определил генподрядчика по выполнению строительно-монтажных работ и поставке оборудования – это курганское предприятие ЗАО «Зауралспецстройавтоматика». Технический надзор за строительством у нас будет осуществлять красноярское предприятие «Монолит-строй». А московская управляющая компания будет осуществлять внутренний аудит. Если возникают какие-то проблемы со своевременным возвратом денежных ресурсов «Сбербанку», эта компания должна организовать привлечение коротких, длинных денег… Также заключен договор на проектные работы с тюменской компанией ФГУП ГОСРЫБЦЕНТР.

    -То есть несмотря ни на что вы все-таки намерены строить завод в Курганской области?

    Наталья: Да, всеми правдами и неправдами. У нас сейчас уже получено разрешение на строительство, технические условия для проектирования по электроэнергии, воде, канализации. Заключены договоры на реализацию, на поставку оборудования, маточного стада. Технически все готово! Но власти боятся, говорят, что невозможно выращивать осетров в нашей депрессивной области. Так ведь мы сами делаем область депрессивной, когда такими отказами правительство тормозит любое начинание!

    Я думаю, что в Курганской области никто в этот проект не поверил, потому что у людей мозги уже перестали проворачиваться. Это нежелание думать и идти вперед. Как так-то? Мы пишем, мы просим, потому что мы хотим показать, что в нашей области благоприятный инвестиционный климат! А его ведь нет никакого, реально! Может быть, мы договоримся с иностранными инвесторами, но мы-то вместе с заводом останемся здесь! Получится, что мы построили, а Курганская область – молодцы! Потом, пожалуйста, не забудь зарегистрироваться в качестве сельхозтоваропроизводителей! Ленточку разрезать точно придут!

По материалам: ZNAK.COM. Ссылка на оригинал.


 
« Предыдущая страница   Следующая страница »



Реклама на сайте




Мелко срочный бытовой ремонт за 500 рублей! Электрика. Сантехника. Отделка. Сварка. Любая мужская помощь по дому: прикрутить, просверлить, установить, подвесить, подключить, переместить… Любые бытовые поручения по хозяйству, где требуются «мужские руки».

Стоимость 1 часа работы мастера договорная, ориентировочно —
500 рублей.

Подробности на сайте:
БОБРЫ-ТРУДЯГИ.РФ.



Копирование материалов приветствуется только при установке активной ссылки на ЮРГАМЫШ.RU .
Правообладателям.